Предисловие
Я занимаюсь маркетингом уже 7 лет и за это время рынок сильно изменился. Тогда была куча сммщиков по 5 тысяч рублей, массфоловинг и никто не парился о конфиденциальности пользователя. Под кучу микрозадач могли нанимать отдельных узких специалистов. Сейчас пришла эпоха нейросетей и всё вокруг упрощается и автоматизируется. Это значит, что многие маркетологи потеряют работу. В статье я рассказываю о том, как стать маркетологом.
Маркетинг уже не кажется таким привлекательным направлением, как например IT. Но я все еще считаю, что стать маркетологом, это хорошая идея. Отрасль точно не загнется и в ней можно зарабатывать хорошие деньги. Не сотни тысяч долларов в месяц, но сильно выше средней зарплаты в странах бывшего СССР. Плюс это подходит для тех, кто не хочет кодить. Хотя в основах веб-разработки и отдельных no-code и low-code решениях вам разобраться придется.
Нужно ли маркетологу высшее образование?
Однозначно, иметь вышку лучше, чем ее не иметь. В университетах вы обрастаете связями с образованными людьми и учитесь учиться. Необходимо ли высшее образование для построения карьеры маркетинге? Нет.
Мы не врачи, не инженеры и не юристы. Нам не нужна корочка для допуска к работе. Агентства и клиенты смотрят на релевантный опыт, а не на диплом. К тому же, ваш нанимающий менеджер скорее всего будет из миллениалов или зумеров. А мы проще относимся к таким формальностям.
Среди коллег я встречал как людей с вышкой в маркетинге, так и без нее. Я бы не сказал, что есть большая разница в их знаниях. Всему научиться можно и без вуза.
У меня нет высшего образования. Вообще никакого. Но я не отрицаю его значимость. Я бы с радостью поступил в какой-то хороший европейский университет на маркетолога или управленца. Это дает связи и возможность закрепиться как специалист на местном рынке, где платят хорошие деньги. Но в какой-то малозначимый региональный ВУЗ в странах бывшего СССР я бы поступать не стал.
Каким маркетологом ты хочешь стать?
Не будем обсуждать плюсы и минусы маркетинга как индустрии. Статья не об этом. Обсудим конкретные шаги.
Для начала, ответь себе, каким именно маркетологом ты хочешь стать. Выбор огромен, вариантов полно. Вот они, слева направо.
Сммщик, таргетолог, контекстолог, емейл-маркетолог, копирайтер, веб-аналитик, бренд-менеджер, менеджер по маркетплейсам, продакт-маркетолог, seoшник.
И это только базовые направления. Если разбирать более узкие, то можно еще одну статью этом написать.
Кроме того, у каждого из этих специалистов есть еще рыночная специализация. Например, можно заниматься таргетированной рекламой для e-commerce магазинов, а можно для мобильных приложений. Специфика и набор навыков для разных ниш будут отличаться, но не сильно.
Выбор может не быть окончательным. Ты можешь начать работу таргетологом, потом заняться контекстной рекламой, перейти в веб-аналитику и в итоге стать разработчиком на Python. Таких случаев много. Это не ядерная физика и не нейрохирургия.
Я — перфоманс маркетолог. Я настраиваю рекламу, привожу трафик, заявки и продажи. Делаю это через Meta Ads, Google Ads и TikTok Ads. Через эту призму я буду рассказывать о том, как бы я поступал. Но это не так важно, ведь у разных специалистов в маркетинге путь примерно одинаковый.
1. Найди обучающий курс
Все знания по маркетингу можно бесплатно получить в Ютубе. Например, на моем канале. Но я бы все равно нашел платный курс.
Не из-за тайных знаний, а из-за скорости обучения и комьюнити единомышленников. На хороших курсах тебя за ручку проведут по программе, скажут где тебе нужно что-то подучить и может даже найдут первых клиентов. Это будет куда быстрее, чем разбираться во всем с нуля одному. А с одногрупниками можно обмениваться опытом и заказами, когда сам не вывозишь.
На рынке есть 3 основных вида курсов. Это курсы от больших онлайн-школ, курсы от отдельных специалистов и курсы от рекламных-агентств. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, давайте посмотрим.
Большие онлайн-школы
Минусы:
Потоковость обучения. Постоянно набираются новые группы и выпускаются старые. Из за этого теряется контакт как с кураторами внутри школы, так и с одногрупниками. Я проходил несколько таких курсов, но друзей на них так и не завел.
Цена. Крупные школы продают свои курсы за несколько средних месячных зарплат. В странах бывшего совка я вижу цены в $1500-2500. В крупных западных школах чек еще выше.
Длительность. Освоение профессии в таких школах растягивается на 6-9 месяцев. И хоть я не вижу в их программах откровенного мусора, я считаю что этот срок слишком большой для начала работы. Месяц-два и можно брать маленькие проекты.
Обещания. На лендингах часто не врут, но сильно преукрашивают. Вряд ли после курса вы сразу будете получать те зарплаты, что указаны на лендинге. Они на рынке есть, но их мало и там есть свои нюансы.
Плюсы:
Актуальность. В таких школах часто происходит обновление программ и вряд ли вы будете обучаться по устаревшим материалам.
Профессионализм. Спикеры в таких школах проходят отбор, а чаще приходят туда по рекомендациям от агентств или других спикеров. Они — практики, а не инстаграм-коучи.
Карьерные центры. Почти все такие школы предлагают помощь в трудоустройстве после курса. Это полезно для новичков.
Маленькие школы и курсы от отдельных маркетологов
Плюсы:
Вовлеченность. Как правило, автор такого курса сильно вовлечен в процесс. Часто он и спикер, и основатель школы. Возможно, он сам будет отвечать на вопросы и общаться с вами в чате.
Нетворкинг. Группы в таких школах маленькие. Вы лучше узнаете друг-друга и больше общаетесь.
Цена и длительность. Такие курсы стоят дешевле и длятся пару месяцев.
Минусы:
Актуальность. Материалы обучения могут быть устаревшими. Блок по главной теме курса будет хорошим и актуальным, а вот дополнительные материалы могут браться из предыдущих потоков курса.
Нет карьерных центров. Поиск работы после курса — целиком ваша забота. Хотя иногда могут подкидывать заказы в чат.
Школы от рекламных агентств
Агентства запускают школы в двух случаях. Либо на рынке мало специалистов и они готовы их растить для себя, либо же это способ нарастить маржинальность для маленьких агентств.
Ну вижу смысла идти в школы от маленьких агентств. После ее завершения вас могут взять на работу в такое же маленькое агентство. А туда и без курсов легко устроиться.
Школы от крупных агентств имеют куда больше смысла. Там есть возможность попасть к ним на стажировку или работу, а это лучшее место, чтобы набраться опыта.
Плюсы
Цена. Многие такие курсы вообще бесплатные. Но берут на них не всех, а только тех, кто заинтересован и дальше работать в этом агентстве. Либо же, цены на такие курсы небольшие. Конечно, если агентство не запартнерилось с крупной онлайн-школой. В этом случае стоит рассматривать такое обучение по критериям большой онлайн-школы.
Актуальность материалов. Я видел, как разрабатываются такие курсы, и устаревшие знания туда не попадают. Нет смысла учить человека, которого ты хочешь взять на работу, тому, что ему не понадобиться.
Время. Месяц — два и можно работать.
Минусы
Редкие потоки. Большие агентства запускают курсы, когда им нужны специалисты и есть ресурсы на их обучение. Если сейчас не до этого, то и курса не будет. Вы можете просто не дождаться нового потока.
Нет крутого продакшена. Скорее всего, из обучающих материлов у вас будет презентация и живые эфиры со специалистами агентства. Ни карьерных центров, ни какой-то системы балов, ничего больше.
Жесткий отбор. Если вы не собираетесь оставаться в команде агентства, скорее всего вас отсеят.
Что бы я выбрал?
Я бы выбирал между 2-м и 3-м вариантом. Скорее второй, так как агентские школы специфичны. Не хочу я ждать пол года, когда эта школа запуститься, проходить отборы и заниматься тогда, когда это удобно агентству, а не мне. Но это все еще отличный вариант, если вас эти минусы не пугают.
2. Найди работу в агентстве
Дальше у тебя будет 3 карьерных пути: пойти работать в агентство, на сторону клиента, либо во фриланс.
Фриланс
Многие порекомендуют фриланс. И я сам туда пошел после обучения.
Главный его плюс — больше денег. Если у вас есть самодисциплина и софт-скилы для работы с клиентами, то вы сможете зарабатывать хорошие деньги с первых месяцев.
Главный минус — неопределенность. Фриланс это самозанятость или даже бизнес, а значит там высокий уровень нестабильности. Сегодня у вас много клиентов, а завтра они ушли и вам кушать нечего.
Клиент
На сторону клиента я не рекомендую идти сразу после курсов. Это место, где вы получаете мало разнообразного опыта и обычно маркетологи уходят туда уже опытными. Когда надо передохнуть от агентского выгорания и не сильно парясь заработать хорошие деньги.
Новичкам же вряд ли предложат место в большой компании с хорошими зарплатами и прочими плюшками. Скорее всего, вы попадете в маленькую компанию, где будете очень медленно профессионально рости и получать маленькую зарплату.
Агентсво
Лучший вариант по моему мнению.
Тут ты будешь учиться быстро и у тебя появится опыт, которого не заработать на фрилансе. Ты узнаешь про тендеры, омниканальный маркетинг и многое другое. 1 год опыта в агентстве стоит 4-5 лет в других сферах.
Это поможет тебе в дальнейшем. Ты узнаешь специфику работы с большими компаниями. Они почти не работают с фрилансерами, у них сложная иерархия и свои загоны у каждой. Но любой малый бизнес хочет стать крупным. И он с радостью возьмет на работу специалиста, который раньше работал с компанией, на которую они ровняются.
Минусы — маленькие зарплаты и потогонка. Агентство зарабатывает на разнице между клиентским чеком и твоей зарплатой. Оно очень заинтересовано в том, чтобы платить тебе поменьше и продавать твое время подороже. Работать придется много, а хорошие зарплаты там получают специалисты с высокими грейдами. Маркетологи начального уровня получают средние зарплаты по рынку. Голодать не будешь, но и крабов шампанским запивать не получится.
Для работы стоит искать большие агентства. У них есть разнообразный опыт и крупные клиенты.
Посмотрите рейтинги индустрии по странам, оцените штаты агентств. Найдите 3-5 лидеров по штату и оборотам. Подавайтесь к ним в первую очередь.
Дальше вы просто устраиваетесь туда и работайте на линейной должности годик. Набираетесь опыта.
Через год у вас должна быть аттестация по переходу на следующий грейд. Получите повышение — отлично. Не получите — попробуйте устроиться на грейд повыше в другое агентство. Это обычная практика и маркетологи часто переходят из одного агентства в другое. Бюджеты на найм чаще больше бюджетов на удержание.
3. Пространство вариантов
Эта статья про то, как начать карьеру, а не про то, как ее закончить.
После пары лет в агентствах, ваши дальнейшие карьерные перспективы очень широкие. И они зависят от ваших обстоятельств, возможностей и желаний.
Вы можете остаться в агентстве и руководить группой или отделом. Перейти на сторону клиента и получать хорошие деньги за куда меньшее количество работы. Перейти на работу в рекламную площадку и козырять тем, что работаете в Яндексе или Гугле.
Можно вообще поменять вектор развития и открыть свое агентство. Это уже предпринимательство, а не чистый маркетинг. Часть прошлый навыков пригодится, но многому нужно будет учиться с нуля.
Можно уйти в менеджмент и попробовать стать CMO или даже CEO. Или же прокачать личный бренд и зарабатывать за счет курсов и консультаций. И еще всегда есть фриланс. С агентским опытом за плечами вы сможете работать с крупными клиентами и большими чеками.
Все зависит только от вас и ваших обстоятельств. Я вот выбрал выход на зарубежный рынок.
На этом все. Рекомендую прочитать вот эти статьи:
Как маркетологу начать работать на UpWork? Гайд на 2024 год
Где брать музыку для рекламы?
Как таргетологу продать свои услуги?
Its like you read my mind You appear to know a lot about this like you wrote the book in it or something I think that you could do with some pics to drive the message home a little bit but instead of that this is fantastic blog An excellent read I will certainly be back